Социальный педагог, осуществляющий консультирование, должен четко представлять:
· в чем суть процесса, который возникает между семьей, оказавшейся в трудной ситуации и обращающейся за помощью, и человеком, ее оказывающем (социальный педагог);
· каковы должны быть личностные особенности, установки, знания, умения консультанта;
· какие резервы, внутренние силы клиента могут быть актуализированы в процессе консультирования;
· какие особенности налагает на процесс консультирования ситуация, сложившаяся в жизни семьи;
· каковы приемы и техники, которые могут быть сознательно использованы консультантом в процессе оказания помощи.
Принципы, на которые опирается социальный педагог в процессе консультирования:
- семья – система, в которой значима взаимосвязь ее членов и их влияние друг на друга;
- доверительная связь социального педагога с семьей определяет успешность результатов консультирования;
- вера в успешность решения проблемы семьи, доминантой которой является терпение, жизненная энергия социального педагога;
- конфиденциальность – любая информация от каждого члена семьи может быть передана остальным только с его согласия;
Задачи, решаемые социальным педагогом в процессе консультирования:
§ выявление и оценка возможности специалиста помочь семье в данной проблемной ситуации или определение показаний для оказания помощи другим специалистам;
§ оказание социально-педагогической помощи в решении данной конкретной проблемы;
§ выявление взглядов каждого члена семьи на проблему, определение причин в
самодиагнозе;
§ повышение общей социально-педагогической компетентности родителей и мобилизация внутренних потенциальных возможностей каждого члена семьи, способствующих ее самоактуализации;
§ определение дальнейших путей сотрудничества с семьей; разработка коррекционной программы