Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Учителю-предметнику

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ (ПО Ю.А. КОНАРЖЕВСКОМУ)

 «Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования» (И.Д. Зверев)

Методы обучения – это сочетание методов преподавания и учения.

Классификации методов обучения.

1. По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.

2. По степени взаимодействия учителя и обучающихся: беседа, изложение, самостоятельная работа.

3. В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, объяснение, закрепление материала и т.д.

4. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.

5. По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.

6. По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный, дедуктивный, традуктивный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся.

1. Индивидуально-обособленная форма.

Она имеет место в том случае, когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения. Познавательная задача в этом случае не выступает перед классом как общая и решается индивидуальными усилиями каждого ученика самостоятельно, без непосредственного его общения с другими учащимися.

Ценность такой формы – она может хорошо учитывать особенности каждого ученика сообразно его подготовке и возможностям.

Недостатки – требует много времени и усилий учителя, не способствует развитию коммуникативных качеств личности.

2. Фронтальная форма познавательной деятельности.

Она предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи.

Характерные черты:

- Учитель ведёт работу и непосредственно общается со всеми учащимися класса: рассказывает, объясняет, показывает и т.д. Всё, что необходимо знать и уметь каждому ученику, показывается учителем одновременно для всех.

- Происходит прямое, непосредственное идейно-эмоциональное воздействие учителя на коллектив учащихся, которое должно пробудить у них ответные мысли, чувства, переживания.

- Каждый ученик «потребляет» информацию, передаваемую учителем.

- Общая цель работы достигается за счёт индивидуальных усилий каждого ученика.

- Эффективность этой формы зависит от умения учитель заранее спроектировать, а затем и создать на уроке учебные ситуации, отвечающие намеченным аспектам триединой цели урока. В самом начале - обеспечить контакт с классом, привлечь внимание учеников, вызвать интерес к предстоящему восприятию знаний. Этой дидактической задаче хорошо отвечает учебная проблемная ситуация и проверочные вопросы в конце урока, что создаёт на нём и контрольную ситуацию. Эффективность фронтальной формы во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения всех учащихся класса, обеспечивать активную работу каждого из них, поддерживать внимание и рабочую дисциплину.

- Если данная форма осуществляется на такой активной основе, то, участвуя в общей работе, ученик ощущает ритм совместного поиска, разделяет успех общих достижений, проявляет определённую творческую активность.

- Если же эта форма основывается на элементарной, сухой передаче учебной информации, то тогда начинают проявляться её негативные стороны: утрачивается обратная связь с классом, отсутствует взаимопомощь и сотрудничество учащихся, снижается их социальная активность.

- Существенный недостаток: резко ограничивается возможность осуществления общественно полезной деятельности учащихся в процессе их обучения, ибо учитель обучает всех.

- Для фронтальной работы обязательной является общая оценка её результатов, ибо она в определённой степени способствует становлению коллективных интересов.

3. Групповая форма организации познавательной деятельности.

При такой форме организации единая познавательная задача ставится перед определённой группой школьников. Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы, она колеблется от 2 до 6 человек, но не более, ибо в более многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу всех членов группы.

Составляющие групповой деятельности учащихся на уроке:

- Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.

- Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определения способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.

- Работа по выполнению учебного задания.

- Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.

- Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.

- Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнения и исправления, дополнительная информация учителя, формулировка окончательных выводов.

- Индивидуальная оценка работы группы и класса в целом.

- Успех работы зависит от тщательности подготовки учителя и его умения уделять внимание каждой группе.

- При групповой форме деятельности отдельные ученики уже ставятся в положение учителя, появляется возможность оказания реальной помощи друг другу. Групповая форма порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища.

4. Коллективная форма познавательной деятельности.

Сущность коллективного обучения может быть сформулирована так: ВСЕ обучают каждого, и КАЖДЫЙ обучает всех. При коллективном обучении, если оно действительно коллективное, - то, что знает один, должны знать все. И с другой стороны, всё, что знает коллектив, должно становиться достоянием каждого.

Признаки коллективной познавательной деятельности:

- наличие у всех участников общей цели;

- между участниками имеет место разделение труда, функций и обязанностей;

- работа строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи;

- участники работы привлекаются к учёту и контролю за её выполнением;

- работа каждого участника процесса приобретает общественную значимость;

- равенство объективных условий для каждого участника;

- деятельность каждого является общественно полезной;

- всей работой руководит педагог, а социальная активность учащихся проявляется непосредственно в учебных занятиях.

Работа в парах.

1. Статическая пара – для работы объединяются учащиеся, сидящие за одной партой.

2. Динамическая пара – для работы объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами.

3. Вариационная пара – в группе из 4-х человек каждый работает то с одним, то с другим, при этом происходит обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом микрогруппы.

Формам организации познавательной деятельности принадлежит особое место в реализации воспитательной функции урока. Главный источник их воспитательной роли заключается в характере самопроявления личности.

Литература:

1. Ю.А.Конаржевский. Система. Урок. Анализ. Псков. ПОИПКРО. 1996

2. Н.М. Яковлев. Методика и техника урока в школе. – М., 1999

Микроструктура урока по Конаржевскому Ю.А.

1. Организационный момент.

Дидактические задачи: подготовить учащихся к работе.

Показатели достижения положительных результатов: кратковременность, полная готовность класса, организация внимания.

2. Этап проверки домашнего задания.

Дидактические задачи: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися, устранить пробелы в знаниях, совершенствуя при этом знания и умения.

Показатели выполнения: возможность учителя за короткий срок (5-7 мин.) установить уровень знаний большинства учащихся и типичные недостатки.

Условия достижения положительных результатов: оперативность учителя, целевая направленность его деятельности, использования учебной системы приемов, позволяющих определить выполнение задания у большинства учащихся.

3. Этап всесторонней проверки знаний.

Дидактические задачи: глубоко и всесторонне проверить знания 1-4 учащихся, выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях, стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования.

Условия достижения цели: использование самых различных методов проверки знаний за 10-15 минут. Постановки дополнительных вопросов для проверки прочности, осознанности знаний, создание нестандартных ситуаций, привлечение с помощью специальных заданий всех учащихся к активному участию.

4. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению учебного материала.

Дидактические задачи: организовать и направить к цели деятельность учащихся (сообщение темы, цели задач, постановка проблемы).

Условия достижения: в разных вариантах предварительная (формулировка цели, оценка значимости для учащихся нового материала, фиксация этого в плане.

Показатели выполнения: активность познавательной деятельности учащихся на последних этапах, эффективность восприятия и осмысление нового.

5. Этап усвоения новых знаний.

Дидактические задачи: дать учащимся конкретные представления об изучаемых фактах, явлениях, добиться восприятия, система новых знаний усвоения способов, путей, средств, которые приведут к дополнительному обобщению.

Условия достижения: использование приемов, усиливающих восприятие материала, запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов, конспектов, использование наглядности, самостоятельная работа с книгой, использование приемов мышления, анализа, обобщение, постановка перед учащимися проблемы.

Показатели выполнения: правильность ответов в ходе беседы, самостоятельность работы.

6. Этап проверки понимания учащимися нового материала.

Дидактические задачи: установить, усвоили ли учащиеся связь между фактами содержания новых понятий, закономерности.

Содержание этапа: проверка учителем глубины понимания учащимися нового материала.

Условия достижения цели: постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности, создание нестандартной ситуации при использований знаний, учет дополнительных ответов.

Показатели выполнения: учитель опрашивает слабых и средних учеников, класс привлекается к оценке их ответов, по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании нового материала.

7. Этап закрепления.

Домашнее задание: закрепить знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Содержание этапа: закрепление проверки предстоящего ответа при проверке знаний.

Показатели выполнения: умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, умение воспроизводить основные идеи нового материала, выделять существенные признаки, конкретизировать их, активность учащихся.

8. Домашнее задание.

Инструктаж по его выполнению. Разъяснение методики домашнего задания. Подвести итог урока. Дается в границах урока. Включение в домашнее задание познавательных задач, дифференцированный подход к отбору учебного материала.

9 ТИПОВ УРОКА: 
1) формирование знаний;
2) закрепление и совершенствование знаний;
3) формирование и совершенствование знаний;
4) формирование умений и навыков;
5) совершенствование знаний, умений и навыков;
6) применение знаний на практике;
7) повторение и систематизация знаний;
8) проверка знаний;
9) комбинированный урок.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ: 
1) Лекции.
2) Семинары. 
3) Учебные конференции. 
4) Экскурсии.
5) Практикумы.
6) Зачеты.
7) Экзамены.

СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ: 
1. Фронтальные.
2. Групповые.
3. Коллективные.
4. Парные.
5. Индивидуальные формы учебной работы.

Фронтальная — приблизительно равный уровень подготовки, позволяющий всем работать в одном темпе.

Групповая — учитель консультирует, обучает. К групповой относится и

Звеньевая (бригадная) — включение группы учащихся в работу над единым заданием. (Продолжительность работы в звене: младшие — 5-7 мин., средние — 10-15 мин., старшие −15-20 мин. урока.)

Коллективная форма — группы из 4 человек. Командир группы получает конверт с 4 карточками-заданиями. Каждый в группе становится специалистом по своей теме. Он учит этой теме других, сам учится у них. При необходимости заглядывает в учебник или спрашивает у учителя.

Учитель подробно объясняет материал. Вторичное объяснение более сжатое.

В экипажах командир тему объясняет еще раз, потом принимает зачет у более сильного ученика (штурмана) по вопросам, подготовленным заранее и записанным на доске.

Далее командир и штурман принимают зачет у 2 других учащихся, ставятся оценки за новые знания, после чего выполняется практическая работа. Итоговая оценка учитывает выполнение практического задания.

Такая самостоятельность организовывается с помощью индивидуальных форм обучения.

Что необходимо для осуществления индивидуального подхода? 
1. Систематическое изучение каждого ученика. 
2. Выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику.

Чтобы вызвать интерес к учению 
1. Учебные задания давать по желанию ученика. Индивидуализировать деятельность учащихся. 
2. Вовлекать в факультативные занятия. 
3. Вовлекать во внеклассную работу.
а) задание по «нисходящей трудности;
б)по «восходящей трудности»;
в)занятия семинарного типа, сочетание фронтальной и индивидуальной
работы (доклады, содоклады, обязательные задания и добровольные выступления);
г)учебные конференции;
д)индивидуальные домашние задания;
е)дополнительное занятие;
ж)консультации;
з)внеклассные чтения;
и)разнообразные приемы опросов.

Индивидуальный подход строится на основе личностного подхода.

Индивидуальная форма учебной работы — выполнение общих для всего класса заданий без контакта с другими школьниками, но в едином для всех темпе. Это 6–8 заданий разной степени трудности, подбор примеров из художественных статей, составление плана, ответы на вопросы.

Методы обучения: 
Требование к методам обучения:
1)направленность;
2)научность;
3)доступность;
4)результативность;
5) систематически изучать, заимствовать, использовать в I носи работе передовые методы.

Словесные — объяснение, рассказ, беседа, описание.

Наглядные — наглядные пособия, ТСО.

Практические — упражнения, самостоятельное задание, практические работы.

Мыслительная деятельность и познавательная активность

Проблемно-поисковые и исследовательские методы взаимосвязаны между собой.

Методы обучения нужно учителю хорошо знать.

Дидактика — научная система знаний о том, чему и как учить школьников.

Дидактика включает следующие категории: 
— понятие и сущность процесса обучения; 
— принципы обучения;
— содержание школьного образования; 
— методы обучения; 
— организация обучения.

Обучение включает три функции: образовательную; развивающую; воспитывающую.

Образовательная — овладение знаниями, формирование учебных навыков и умений.

Развивающая — умственное развитие.

Воспитывающая — учебная деятельность воспитывает ученика, у него формируются нравственные качества, взгляды, убеждения, идеалы, эстетические чувства, дисциплина, трудолюбие.

Примерный перечень возможных задач урока

Образовательные — обеспечить в ходе урока усвоение (повторение), закрепление основных понятий, законов; — сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения по предмету;
— проверить, проконтролировать следующие общеучебные умения и навыки.

Развивающие — сформировать (продолжить формирование) следующие общеучебные умения и навыки (планирование ответа, сравнение, обобщение, работа с книгой и т. д.).

Воспитательные — содействовать воспитанию нравственных качеств учащихся. Уделив внимание воспитанию коллективизма активной жизненной позиции и т. д.;
— содействовать воспитанию следующих эстетических взглядов;
— содействовать решению задач трудового воспитания и профориентации учащихся.

Рациональное применение методов обучения

 

При решении каких задач этот метод применяется наиболее успешно?

При каком содержании учебного материала особенно рациионально применим этот метод?

При каких особенностях учащихся рационально применять этот метод?

Какие возможности должен
иметь учитель для использования
этого материала?

Словесный метод

При формировании теоретических и фактических знаний и решений всех других задач обучения

Когда материал носит теоретико-информационный характер

Когда ученики готовы к усвоению информации данным видом словесных методов

Когда учитель владеет этим методом лучше, чем другими

Наглядный метод

Для развития наблюдательности, повышения внимательности

Когда содержание учебного материала может быть представлено в наглядном виде

Когда имеющиеся наглядные пособия доступны ученикам

Располагает пособиями или может изготовить сам

Проблемно-поисковый

Для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу

Когда содержание материала имеет средний уровень сложности

Когда ученики подготовлены к проблемному изложению темы

Когда есть время для проблемного изложения темы и хорошо владеет поисковыми методами обучения

Практический

Для развития практических умений и навыков

Когда содержание темы включает практические упражнения, выполнение трудовых заданий,
проведение опытов

Когда ученики
готовы к
выполнению
соответствующих
практических
заданий

Располагает пособиями, дидактическим материалом для организации соответствующих практических упражнений

Репродуктивный

Для формирования знаний, умений, навыков

Когда содержание слишком сложно или слишком просто

Ученики не готовы к проблемному изучению темы

Нет времени для проблемного изучения данной темы

Самоанализ урока (по Конаржевскому)

1. Дать краткую характеристику классу, в котором проходит урок.
2. Указать тему урока. Охарактеризовать его местоположение в системе других уроков.
3. Указать степень сложности и вообще трудности изучаемой темы для данного класса.
4. Охарактеризовать триединую дидактическую цель урока, сопоставить с конечным результатом, полученным в ходе проведения урока, а не просто заявить, что урок цели достиг.
5. Высказать свое мнение о типе урока и его соответствии с дидактической задачей.
6. Охарактеризовать кратко используемые в ходе урока методы обучения, их соответствие с прямым материалом и способом организации деятельности учащихся. Сопоставить с изученными результатами и качеством знаний учащихся.
7. Выделить наиболее удачные и неудачные места в уроке

Качественные показатели урока (конечный результат урока)

1. Показатели, которые можно замерять:
а) показатели успешности:
— количество учащихся, давших правильные и полные ответы на вопросы;
— как правильно учитель оценивал ответы (не количество отметок, а их соответствие уровню знаний; должен быть тематический учет знаний);
б) показатель интереса:
— количество вопросов, заданных учителю;
— характер ответов учителя: удовлетворили ли они вопросы учащихся;
— очень важно вызвать у учащихся вопросы;
в) показатель самостоятельности:
— количество учащихся, желающих принять участие в обсуждении вопроса;
— количество учащихся, желающих дополнить ответ;
— количество вопросов, заданий, которые носят проблемный характер, поисковый характер (плохо, если вопросы носят информационный характер);
г) показатель негативности:
— количество ребят, которые отвлекались на уроке;
— количество ребят, не подчинявшихся требованию учителя;
— количество замечаний, которые не выполняются учащимися.

2. Показатели, которые не замеряются:
а) информативность урока (должна быть значимой, доступной, убедительной, научность заложена программой);
б) конкретная направленность (на что конкретно направлен излагаемый материал, т. е. для чего надо и что за этим следует);
в) эмоциональность (как урок затронул чувства детей, их мысли, деятельность);
г) проблемность (побуждающая деятельность учителя, поисковая деятельность учащихся).

Основные критерии анализа урока

Как учитель подготовился к уроку?
Есть ли у него план урока, тематические разработки, дидактические материалы и т. д.? Подготовка к уроку не проверяется формально (наличие документации, посещение методических объединений и т. д.), а раскрывается самим ходом урока, его насыщенностью, результативностью, активностью ребят.

Постановка целей и задач урока.
Ставит ли учитель перед каждым своим уроком определенную цель или нет, насколько правильно это делает?

Организация урока. 
Соответствие его санитарно-гигиеническим требованиям: чистота, порядок и уют в классном помещении, температура, воздушный режим, готовность рабочих мест, оборудование техническими средствами, посадка учащихся, структура урока, распределение времени, наличие в классе помощников, дисциплина на уроке и т. д.

Содержание урока. 
Научная и нравственная Правильность освещения материала на уроке, его воспитательная направленность (в должной ли мере использованы в воспитательных целях содержание, методы и организация урока?).

Повторение пройденного. 
Использовался ли урок для повторения какого-либо ранее пройденного материала и если использовался, то в какой части урока и насколько это удалось?

Связь теории с практикой. 
Применение учителем и учащимися изучаемых знаний к объяснению явлений современного производства, быта, окружающей природы; применение учащимися знаний в их личной учебной практике, умение поставить опыт, смонтировать прибор и т. д.

Методическая сторона урока. 
Приемы и методы, применяемые учителем для проверки знаний и умений учащихся, для изложения нового материала и т. д. Качество использования этих приемов и методов.

Самостоятельная работа учащихся. 
Их активность с учетом индивидуальных особенностей. Наличие обратной связи. Обучение учащихся рациональным приемам работы. Проведение лекций, семинаров, консультаций, использование технических средств.

Качество знаний, умений и навыков учащихся. 
Глубина ответов, результаты их опросов, контрольных и практических работ. Умение учащихся работать с книгой, приборами, составлять конспекты, тезисы, выступать с докладами, сообщениями. Активность учащихся в ходе опроса. Объективность оценки их труда.

Психологическая сторона урока. 
Внимание учащихся, развитие их мышления, воображения, способностей, работа над речью учащихся. Психологический климат на уроке.

Системный анализ. 
Характеризуется членением урока на этапы по дидактическим задачам. Каждый этап оценивается по результатам выполненных задач. Если задача выполнена не полностью, проводится поиск причин ошибок, что должно привести к предупреждению появления их в дальнейшем.

При обсуждении каждого этапа отмечаются методы, применяемые учителем, их соответствие поставленным задачам, степень владения учителем методами, с точки зрения результативности.