Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Методическая копилка

Самоанализ урока
Класс:
Тема урока:
Тип урока и его структура:
1.Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
2.Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (кол-во слабоуспевающих, сильных уч-ся...)
Какие особенности уч-ся были учтены при планировании урока?
3.Какова триединая дидактическая цель урока  (его обучающий, развивающий, воспитательный объект), дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока.
4.Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке? Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала?
5.Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли  "связки" между этими этапами? Показать ,как другие этапы работали на главный этап?
6.Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями?
7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков уч-ся? На каких этапах урока?  В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний уч-ся?
8.Психологическая атмосфера на уроке и общение учителя и уч-ся.
9.Как вы оцениваете результаты урока?  Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
10. Наметить перспективы своей деятельности.
Как подготовить современный урок
 
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредотачивается на уроке.
 
Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется:
уровнем проведения урока;
содержательной частью;
методической наполненностью;
атмосферой.
 
Для того, чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим смыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
 
Первое, с чего надо начать подготовку к уроку
Чётко определить для себя и сформулировать его тему;
Определить место темы в учебном курсе; Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок
Обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.
Определить и чётко сформулировать для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?
 
В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
Конкретность поставленной цели и задачи.
Цель: умение поставить и добиться ее на практике.
Цель – результат. Умение педагога четко и однозначно определить образовательную цель урока Педагог всегда для себя ставит цель урока и учащемуся эта цель может не сообщаться, но педагог должен создать условия, при которых учащийся сам формирует и осознает цель урока.
 
Содержание цели зависит от многих факторов:
содержания учебного материала,
уровня профессионального мастерства педагога,
типа урока,
методов и форм работы,
уровня возможностей учащихся,
заинтересованности педагога и ребенка.
 
Большую роль играют: интуиция, личность и мастерство педагога, стиль общения, знание индивидуальных особенностей учеников, владение им ситуации на уроке. Учитель для себя всегда ставит цель. Ученику эта цель может не сообщаться, но создаются условия, при которых ученик сам выводит цель урока.
 
Цель зависит от содержания урока, уровня профессионального мастерства учителя, от типа урока, от методов и форм работы, от уровня класса и возможностей учеников. Общая цель может дробиться на отдельные задачи. Большую роль играют интуиция, личность учителя, владение им ситуацией на уроке, наличие у него психологических знаний.
 
Цель образовательная – «что?»
Цель развивающая – «как?»
Цель обучающая, воспитывающая.
 
Цель должна быть посильной, диагностичной (проверяемой в измеряемых показателях), адекватной ресурсам и соотнесённой с возрастными и психологическими особенностями учеников»
 
Каждый этап урока может иметь свою цель.
Учитель ставит цель: для себя (программа-максимум) для детей (программа-минимум)
 
При постановке целей следует обращать внимание на следующее:
проблемность материала
наглядность
воздействие на эмоции и чувства
стиль общения
применение учащимися знаний на практике
развитие способностей учащихся
содержание материала
интеллектуальные способности учащихся
совокупность решений множества задач
ожидание результата.
 
Результат – это:
- конечный продукт
- достижение целей
- выполнение поставленных задач
- использование знаний в новых ситуациях
- использование знаний в жизни
- содержание урока – это ступенька к результату -правильный подбор методов и приёмов – это результат - качество знаний и умений - саморазвитие, самообучение, самообразование.
 
Результат эффективности деятельности на уроке зависит от профессионализма учителя, а именно:
а) знания предмета

б) культуры общения

в) любви к детям.

Нестандартные уроки
Учителями разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:
1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина.
2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровения, урок “Дублер начинает действовать”.
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, “живая газета”, устный журнал.
5. Уроки-фантазии: урок сказка, урок-сюрприз, урок XXI века, урок “Подарок от Хоттабыча”.
6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый совет, редакционный совет.
Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и др. сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.
  • Евгений Онегин
  • Русская литература
  • Поэзия
  • Автор: Пушкин Александр Сергеевич
  • скачать / посмотреть (fb2 - 143кБ)