Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Схема анализа урока

Примерная схема анализа урока, проведенного учителем 

Общие сведения 
1. Класс 
2. Дата проведения урока 
3. Тема урока 
4. Задачи урока 

Оборудование урока 
1. Какие средства обучения использованы 
2. Подготовлены ли наглядные пособия и технические средства 
3. Как подготовлена классная доска к уроку 

Содержание урока 
1. Соответствует ли содержание программе, задачам урока 
2. Проведена ли его дидактическая обработка 
3. Формированию каких знаний, умений, навыков он способствует 
4. С каким материалом учащиеся работали впервые, какие ЗУНы формировались и закреплялись на уроке 
5. Как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся 
6. Какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались 
7. Как осуществлялись межпредметные связи 
8. Способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению 

Тип и структура урока 
1. Какой тип урока избран, его целесообразность 
2. Место урока в системе уроков по данному разделу 
3. Как осуществлялась связь урока с предыдущими 
4. Каковы этапы урока, их последовательность и логическая связь 
5. Соответствие структуры урока данному типу 
6. Как обеспечивалась целостность и завершенность урока 

Реализация принципов обучения 
1. Принцип направленности обучения на комплексное решение задач 
2. В чем выразилась научность обучения, связь с жизнью, практикой 
3. Как реализовался принцип доступности обучения 
4. С какой целью использовался каждый вид наглядности 
5. Как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования ЗУНов 
6. Как достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся, как осуществлялось руководство учением школьников 
7. В какой мере осуществлялось развитие учащихся на уроке 
8. Какой характер познавательной деятельности (репродуктивный, поисковый, творческий) преобладал 
9. Как реализовывалась индивидуализация и дифференциация обучения 
10. Как стимулировалось положительное отношение учащихся к учению 

Методы обучения 
1. В какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока 
2. Каков характер познавательной деятельности они обеспечивали 
3. Какие методы способствовали активизации учения школьников 
4. Как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности учащихся 
5. Какова эффективность использованных методов и приемов обучения 

Организация учебной работы на уроке 
1. Как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе 
2. Как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая. Классная 
3. Осуществлялось ли чередование разных видов деятельности учащихся 
4. Как организовывался контроль за деятельностью учащихся 
5. Правильно ли оценивались ЗУНы учащихся 
6. Как учитель осуществлял развитие учащихся (развитие логического мышления, критичности мысли, умения сравнивать, делать выводы) 
7. Какие приемы использовал учитель для организации учащихся 
8. Как подводил итоги этапов и всего урока 

Система работы учителя 
1. Умения общей организации работы на уроке: распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому, управление учебной деятельностью учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины 
2. Показ учащимся рациональных способов учебной работы 
3. Определение объема учебного материала на урок 
4. Поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер общения, объективность 
5. Роль учителя в создании нужного психологического микроклимата 

Система работы учащихся 
1. Организованность и активность на разных этапах урока 
2. Адекватность эмоционального отклика 
3. Методы и приемы работы и уровень их сформированности 
4. Отношение к учителю, предмету, уроку, домашнему заданию 
5. Уровень усвоения основных ЗУНов 
6. Наличие умения творческого применения ЗУНов 

Общие результаты урока 
1. Выполнения плана урока 
2. Мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и развивающей задач урока 
3. Уровни усвоения знаний и способов деятельности учащихся: 
А. усвоение на уровне восприятия. Понимания, запоминания 
Б. применение в аналогичной и сходной ситуациях 
В. Применение в новой ситуации, т.е. творческое 
4. Общая оценка результатов и эффективности урока 
5. Рекомендации по улучшению качества урока 

Примерная схема анализа урока проблемно-развивающего типа обучения 
1. Готовность учителя и учащихся к уроку (внешняя) 
2. Внутренняя, психологическая готовность учащихся к уроку 
3. Организационные действия учителя ( при необходимости) 
4. Планирование учителем и сообщение учащимся образовательных и развивающих задач урока 
5. Актуализация знаний и способов деятельности учащихся 
6. Какие методы проблемного обучения использовались учителем 
7. Применение проблемных методов в учении школьников 
8. Соответствие деятельности учителя и деятельности учащихся 
9. Объем и характер самостоятельных работ учащихся и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ 
10. Учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны ближайшего развития 
11. Подходы повышения у учащихся положительной мотивации учения 
12. Постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемной ситуации, показ их разрешения 
13. Владение учителем способом создания проблемных ситуаций 
14. Соблюдение правил постановки учебной проблемы 
15. Использование учебника, соотношение репродуктивной и частично-поисковой работы с ним 
16. Соответствие подбора наглядных пособий требованию проблемного обучения 
17. Формирование специальных и общих умений учащихся 
18. Наличие у учащихся познавательных умений: формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательства (опровержения) гипотезы, проверка правильности ее решения 
19. Умение учащихся осуществлять логические операции 
20. Развитие познавательных способностей учащихся на каждом этапе урока 
21. Затруднения, возникшие у учащихся всего класс или отдельных школьников, их причины, как они устранены 
22. Соблюдение требований проблемно-развивающего обучения в домашней работе учащихся: какие задания были предложены ( на продолжение исследования, начатого на уроке, решение новой, нетиповой задачи, на актуализацию опорных понятий, ЗУНов, на применение ЗУНов в новой ситуации, на самостоятельно теоретическое осмысление) 
23. Учет учителем индивидуальных способностей, особенностей, подготовленности учащихся и предложение дифференцированных заданий 
24. Что дал урок для развития воли, интеллекта, эмоций, познавательных интересов, речи, памяти, самостоятельности мышления 
25. Общая результативность урока 

Вопросы для самоконтроля учителю по выбору оптимального варианта урока 
1. Учитывалась ли планировании урока особенности личности учащихся и классного коллектива, выявленного в результате педагогического консилиума 
2. Оптимально ли планировались задачи урока: 
А. комплексно ли ( общеобразовательная, развивающая, воспитывающая) 
Б. конкретизировались ли задачи с учетом класса 
В. Продуманы ли пути и способы реализации поставленных задач с помощью содержания, форм, методов, средств, условий и т.д. 
3. Оптимально ли отобраны содержание ( учтены ли требования программы, материал учебника, методических рекомендаций: выделено ли главное, существенное с точки зрения поставленных учебно-воспитательных задач; выбран ли наиболее рациональный вариант логики раскрытия темы; дополнено ли содержание учебника новыми научными фактами, примерами, упражнениями, позволяющими в максимально возможной мере решить круг образовательных задач, включая восполнение пробела в ЗУНах; дополнено ли содержание темы заданиями и упражнениями, направленными на развитие навыков учебного труда. Познавательных интересов и способностей школьников данного класса на основе дифференцированного и индивидуального подхода к ним 
4. Оптимальны подобраны формы и методы обучения 
А. продумано ли сочетание фронтальных, парных, групповых и индивидуальных форм работы 
Б. учтены ли при выборе методов обучения на уроке сильные и слабые стороны каждого из них, исходя из поставленных задач, содержания урока, особенностей учащихся, уровня их подготовленности к обучению с помощью того или иного метода 
5. Обеспечены ли оптимальные условия для проведения данного урока: 
А. учебно-материальные (наличие необходимого оснащения) 
Б. школьно-гигиенические (воздушный и световой режим, размещение учащихся, место урока в расписании, профилактика утомляемости) 
В. Морально-психологические (педагогический такт и оптимизм, отношения с классом, межличностные отношения учащихся, общий психологический климат в классе) 
6. Оптимально ли выбран тип и структура урока (последовательность избранных элементов урока и дозировка времени) 
7. Выбран ли оптимальный объем и оценена ли сложность домашнего задания. Дифференцировано ли оно с учетом реальных учебных возможностей учащихся. возможно ли его выполнение за время, отведенное школьно-гигиеническими нормами 
8. Целенаправлена ли работа учителя по предупреждению неуспеваемости учащихся 

Памятка для успешного самоанализа урока 
1. Каков был замысел, план данного урока и почему? 
· Каково место урока в теме, разделе? 
· Как он связан с предыдущими уроками? На что в них опирается? 
· Как он работает на последующие уроки темы, раздела? 
· Как были понятны программные требования к уроку? 
· В чем вы увидели особенности этого урока? 
· Как и почему вы определили форму занятия и тип урока? 
· Какие особенности учащихся, класса были учтены при подготовке урока и почему? 
· Какие главные задачи ставились и решались на уроке и почему? 
· Почему была избрана такая структура урока? 
· Обоснование хода урока. Взаимодействие учителя и учащихся 
· Какие условия старались создать для данного урока? (материальная база, этика отношений, моральный климат) 
· Как распоряжались временем на уроке? 
2. Были ли отклонения от этого плана в ходе урока? Если да. То какие, почему, к чему они привели? 
3. Удалось ли решить на необходимом уровне поставленные задачи урока и избежать при этом перегрузки учащихся? 
4. Какова причина успехов и недостатков данного урока? Что в этом уроке вы бы сделали иначе? Какие выводы на уроке необходимо сделать на будущее? 

Анализ урока учителем после его проведения 
Анализ своего урока учителем – это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в его сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся. 

ЭТАПЫ АНАЛИЗА 

Первый этап 
1. Какие первые впечатления 
2. Какая общая оценка урока 
3. Какое настроение 
4. Доволен или недоволен собой 
5. Все ли задуманное выполнено, или много не успели 
6. Доволен ли ребятами, или они не понравились по своему отношению к учению 
7. Какова дисциплина на уроке. 

Второй этап 
1. Достигнуты ли на уроке поставленные задачи 
2. Оптимально ли протекал учебный процесс 
3. Целенаправленно ли осуществлялось ли обучение, воспитание и развитие учеников 
4. Формировался ли познавательный интерес школьников 
5. Достигнута ли взаимосвязь в формировании ЗУНов учащихся 
6. Соблюдались ли на уроке требования научной организации труда (экономия времени, четкость организации рабочего места учителя и учащихся, рациональность приемов деятельности учащихся и т.д.) 
7. Как работали учащиеся на уроке: активность, работоспособность, мера их занятости, внимание, отношение к делу, ответственность, самостоятельность и др. 
8. Удалось ли установить контакт с учащимися, благоприятен ли психологический микроклимат, не было ли безразличия учащихся 
9. Довольны ли своим поведением, стилем и методами проведения уроков 
10. Что надо срочно исправить, изменить, дополнить на следующем уроке 

Основные требования к анализу урока учителем 
1. Цель и задача анализа 
2. Место разбираемого урока в системе уроков темы 
3. Знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций 
4. Умение видеть позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок 
5. Характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке 
6. Обоснование образовательных, воспитательных, развивающих задач урока 
7. Обоснование намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств 
8. Психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий. Упражнений, выполняемых учащимися на уроке 
9. Оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока
10. Выполнение намеченных задач урока 
11. Оценка не фактов или действий, а их педагогической целесообразности 
12. Умение оценивать не только этапы урока, но и показать их взаимосвязь 
13. Удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком или его отдельными этапами 
14. Объективность оценки учителем своего урока 
15. Намеченные учителем меры по устранению недостатков 
16. Запись конкретных коррективов в поурочный и тематические планы по совершенствованию своего мастерства 

Алгоритм анализа учителем своего урока 
1. Какими требованиями руководствовался 
2. Как учтена взаимосвязь уроков в теме 
3. Как учитывались особенности учащихся, в том числе сильных и слабых 
4. Как определил триединую задачу урока 
5. Как спланирована деятельность учащихся 
6. Правильно ли подобран учебный материал к уроку 
7. Какие приемы и методы работы учащихся и учителя, как они оправдали себя, если нет, то почему 
8. Оправдали ли себя наглядные пособия, в том числе ТСО. Какова их психолого-педагогическая ценность, почему 
9. Что на уроке способствовало развитию познавательных способностей, что это доказывает? 
10. В чем заключалась самостоятельная работа учащихся, какова ее педагогическая ценность 
11. Что дал урок для формирования мировоззрения учащихся, для формирования и воспитания их нравственных черт, воли, характера, культуры поведения 
12. Как был проведен ход урока, как оправдан 
13. Какие затруднения возникли у всего класса, у отдельных учеников. Как они были преодолены, причины затруднений и пути их устранений 
14. Достигнуты ли цель и задачи урока, что это доказывает, если нет, то почему 
15. Оценка результативности урока 
16. Доволен ли уроком 
17. Направления совершенствования урока